Персональный сайт учителя
русского языка и литературы
Новкинской основной общеобразовательной школы

«Заметки»

Результаты игры-конкурса "Русский медвежонок - 2011"...

Подведены итоги игры-конкурса "Русский медвежонок - 2011".

КВН "Занимательная грамматика" в 5 классе...

В рамках декады словесности 3 февраля в 5 классе прошёл КВН "Занимательная грамматика".

«Все заметки»

9 класс; работа с текстом

ТЕКСТ № 1

   Пушкин в Болдине…  Это созвучие полно глубокого смысла. Всю жизнь я рвался на эту землю. И вот только в сто тридцать девятую годовщину волшебной «болдинской осени» я посетил этот уголок. Я узнал Пушкина ближе…

От дней младенчества, когда мать моя вместе со сказками читала мне «Подругу дней моих суровых», до нынешнего дня в Болдине жизнь моя освещена Пушкиным. Я не раз писал о поэтах его плеяды. А о нём, робея, молчал…  И если сейчас я пытаюсь говорить о нём, то только по праву, которое даёт прошедшая через всю жизнь любовь.

Человек, решивший говорить или писать о Пушкине, должен себя сознательно ограничить, поставить в рамки. Иначе вскоре окажется: вместо разговора об одном писателе он поведёт разговор о всей нашей литературе, о всей культуре нашей, о всей русской истории.

Итак, Болдино. Итак,  Пушкин, живущий и творящий в Болдине…

Отлогий скат равнины, дорога, по которой въезжал Пушкин со стороны Арзамаса, ветряк

С ветки клёна медленно падает пятипалый, дивной чеканки лист. Он внушает мне слова: «очей очарованье»… Я думаю о Пушкине. Вся земля болдинская возвращает мне Пушкина.

(Л. Озеров)

 

ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ.

«3» - базовый уровень

1. Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте.

2.Определите тему и основную мысль.

3. Определите стиль, тип речи.

4. Объясните , пользуясь словарём, значение выделенных слов. Подберите синонимы к ним.

5. Приведите примеры слов, где букв больше, чем звуков.

6. Подберите из текста слова  и выполните следующие виды разбора:

    - фонетический

   - морфемный

   - морфологический

7. Проведите синтаксический разбор простого предложения.

8. Объясните орфограммы и пунктограммы в тексте.

«4» и «5» Повышенный и высокий уровень.

1. Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие – на тему или основную мысль текста?

2.Определите тему и основную мысль. Найдите ключевые слова.

3. Определите стиль, тип речи. Докажите.

4. Объясните , пользуясь словарём, значение выделенных слов. Подберите синонимы к ним. Найдите стилистически окрашенные слова или выражения. *Какова их роль в тексте? Есть ли в тексте многозначные слова? Назовите.

5. Приведите примеры слов, где  количество звуков и букв не совпадает. Объясните : почему? Разберите одно из них фонетически.

6. Подберите из текста слова, образованные суффиксальным способом, приставочно- суффиксальным, сложением. 

7.  Найдите слова с чередующими согласными в корне. Подберите к ним однокоренные слова.

8. Найдите в тексте причастия и одно разберите морфологически.

7. Проведите синтаксический разбор простого предложения, осложнённого обособленным определением. *Переконструируйте его в сложноподчинённое. Определите его вид.

8.  Сгруппируйте слова по видам орфограмм и пунктограмм  и объясните их.  

9. *Какова роль многоточия в данном тексте.

ТЕКСТ № 2

Близость к природе и одиночество сделали меня мечтателем-фантазёром. Забившись в кусты, я жил воображением. И каждое растение, каждый знакомый предмет наделял особенным содержанием, глубоким смыслом…

То, что я видел и ощущал днём, наполняло и ночные мои сновидения. В первых детских снах (я и теперь нередко возвращаюсь во сне к отдалённейшим моим детским видениям) видел я окружающую меня природу. Ярки, чисты, прозрачны были эти далёкие сны.

Я радостно жил, двигался в окружающем меня солнечном, радостном мире, был сам частицею этого счастливого мира. Казалось, никто не мог нарушить окружавших меня покоя и красоты. Но уже и тогда наше деревенское кладбище с покосившимися маленькими крестами и могильными холмиками, поросшими травою, казалось нам страшным местом. Причиною страха, быть может, были слышанные сказки о мертвецах и вурдалаках.

Уж много лет не бывал я на своей родине, и каждое новое посещение наполняет моё сердце радостью и печалью. Видения далёкого детства посещают меня. Лёжа на берегу ручья, я смотрю в небо, где над колеблемыми ветром ветвями раскрывается глубокий, бескрайний простор. Белые пушистые облака плывут в небе. Такие же белые золотистые облака плыли и тогда. Так же шумела листва на деревьях, а в глубине голубого неба, распластав крылья, плыл ястреб. Быть Может, на берегу ручья он и теперь видит усталого путника, прилегшего отдохнуть в зелёной тени деревьев.

(И.Соколов-Микитов)

ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ.

«3» - базовый уровень

1. Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте.

2.Определите тему и основную мысль.

3. Определите стиль, тип речи.

4. Объясните, пользуясь словарём, значение выделенных слов. Подберите синонимы.

5. Приведите примеры слов, где букв больше, чем звуков.

6. Подберите из текста слова  и выполните следующие виды разбора:

   - фонетический

   - морфемный

   - морфологический

7. Проведите синтаксический разбор сложносочинённого предложения.

8. Объясните орфограммы и пунктограммы в тексте.

 

«4» и «5» Повышенный и высокий уровень.

 1. Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте.

2.Определите тему и основную мысль. Найдите ключевые слова.  *Какие средства художественной изобразительности используются автором? Как они влияют на настроение?

3. Определите стиль, тип речи. Докажите.

4. Объясните , пользуясь словарём, значение выделенных слов. Подберите синонимы к ним.  Есть ли в тексте многозначные слова? Назовите.

5. Приведите примеры слов, где  количество звуков и букв не совпадает. Объясните: почему? Разберите одно из них фонетически.

6.  Найдите в тексте  слова с этимологическим корнем – род -. Подберите однокоренные слова. Составьте словосочетания.*Как изменилось значение слов?

7.  Найдите слова с чередующейся гласной в корне.  Приведите свои примеры с чередующимися гласными в корне.

8. Найдите в тексте абстрактные существительные одно из них разберите морфологически.

7.  Понаблюдайте за употреблением в тексте слова казалось. Определите его синтаксическую роль.* Приведите свой аналогичный пример.

8  Найдите предложения с обособленными обстоятельствам, определениями. *Произведите замену в 2-3 предложениях обособленных членов синонимическими конструкциями. Сравните грамматические синонимы.

9.  Сгруппируйте слова по видам орфограмм и    объясните их. 

10.Составьте схемы 2-х сложных предложений.

ТЕКСТ № 3

В нашей речи много слов смежного, почти одинакового значения. Например, слова «метель», «вьюга», «пурга», «буран», «заметь» обозначают примерно одно и то же природное явление, которое всезнающий Даль определил как «ветер», «вихрь со снегом». Но все эти слова имеют смысловые оттенки. Метель – более общее понятие, она метёт поверху и понизу, а вот метель, стелющаяся по земле, называется заметью, бьющая же со всех сторон, вьющаяся вверху снежная круговерть- это вьюга. Буран – преимущественно метель в степи. Пурга – это уже снежная буря. Кроме того, каждое слово самим значением своим указывает на различные свойства этого «вихря со снегом». Метель – метёт, вьюга – вьётся, заметь – заметает. Буран заимствование из тюркских языков, где это слово означало «вертящий», «сверлящий», «колющий». Войдя в русский язык, оно сблизилось в звучании со словом «буря», и частично переняло его смысл. Пурга – северорусское слово, вместе с устюжанами и волгжанами перешедшее в Сибирь и ставшее там постоянным обозначением метели, перенято нашими далёкими предками от финнов, у которых оно означало «сугроб».

Итак, понятие одно, а оттенки его разные.

Синонимы обогащают, разнообразят, уточняют нашу речь. Литературный язык без них немыслим.

Всё это словесное богатство находится в нашем распоряжении.

(С. Норовчатов)

ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ.

«3» - базовый уровень

1. Выразительно прочитайте текст.

2.Определите тему и основную мысль.

3. Определите стиль, тип речи.

4.  Подберите синонимы к словам всезнающий, оттенок. Дайте определение синонимам.

5. Расскажите об общеупотребительных, заимствованных словах.

6. Подберите из текста слова  и выполните следующие виды разбора:

    - фонетический
    - морфемный
    - морфологический

7. Проведите синтаксический разбор  предложения, осложнённого однородными членами.

8. Объясните орфограммы и пунктограммы в тексте.

«4» и «5» Повышенный и высокий уровень.

 1. Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте.

2.Определите тему и основную мысль.  В каком предложении заключена основная мысль?

3. Определите стиль, тип речи. Докажите.

4.  * Используя примеры текста и свои наблюдения, расскажите об изменениях в русском языке.

5. Приведите примеры слов, где  количество звуков и букв не совпадает. Объясните: почему? Разберите одно из них фонетически.

6.   С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) связаны между собой предложения?

7.   Найдите слова, образованные с помощью сложения. Одно из них разберите морфологически.

8.  Найдите в 1-ом предложении указательное местоимение с частицей, объясните правописание. * Придумайте пример, когда это выражение будет являться союзом.

 9.  Найдите предложения, в  которых ставится тире. В каких ещё случаях ставится тире?

10.Найдите предложение с различными видами связи. Докажите. Составьте схему.

11.  Сгруппируйте слова по видам орфограмм и    объясните их.

ТЕКСТ № 4

Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература 19 века – явление исключительное.

Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звёздами небе, если бы некоторые из писателей, составивших её славу, не походили в нашем читательском восприятии скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные».

Одни только имена Льва Толстого или Достоевского сразу вызывают представление об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании всё новых поколений читателей.

Впечатление, которое производит этот золотой век русской литературы на читателя, прекрасно выразил Томас Манн, говоря о её «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплочённости её рядов, непрерывности её традиций».

Каждая из великих книг – это не только часть души и зачастую целые годы жизни самого автора, но и страницы народной истории. Недаром Тургенев сказал о Гоголе, что «для нас он был больше, чем писатель: он раскрыл нам нас самих». 

(А. Турков.)

ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ.

«3» - базовый уровень

1. Выразительно прочитайте текст.

2.Определите тему и основные мысли текста.

3.  Докажите, что текст публицистического стиля.

4.  Объясните значение слов классик, традиция, целостность.

5.  Найдите однокоренные слова. Дайте определение.

6. Подберите из текста слова  и выполните следующие виды разбора:

    - фонетический
    - морфемный
    - морфологический

7. Проведите синтаксический разбор  сложного предложения, составьте схему. 

8. Объясните орфограммы и пунктограммы в тексте.

«4» и «5» Повышенный и высокий уровень.

1. Выразительно прочитайте текст. 

2.Определите тему и основную мысль.  В каком предложении заключена основная мысль? *Согласны ли Вы с автором? Приведите свои аргументы.

3. Определите стиль.   Докажите.

5. Приведите примеры слов, где  количество звуков и букв не совпадает. Объясните: почему? Разберите одно из них фонетически.

6.   С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) связаны между собой предложения, абзацы?

7.   Найдите слова с нулевым окончанием и без окончания. Объясните различие.

8. Приведите примеры морфем, относящихся к определённой части речи. Найдите слова с такими морфемами в тексте. Произведите морфемный и морфологический разбор одного слова.

9.*К предложениям с причастными и деепричастными оборотами подберите грамматические синонимы. Сопоставьте предложения.

10.   Приведите примеры предложений с разными типами сказуемых, одного предложения произведите синтаксический разбор.

11.  Сгруппируйте слова по видам орфограмм и объясните их.

Сазанова Наталья Владимировна