Персональный сайт учителя
русского языка и литературы
Новкинской основной общеобразовательной школы

«Заметки»

Результаты игры-конкурса "Русский медвежонок - 2011"...

Подведены итоги игры-конкурса "Русский медвежонок - 2011".

КВН "Занимательная грамматика" в 5 классе...

В рамках декады словесности 3 февраля в 5 классе прошёл КВН "Занимательная грамматика".

«Все заметки»

диктанты по руссскому языку 8 класс

8 класс. 1 четверть.
Рябина.
Рябина – красавица наших северных лесов. Пламенея гроздьями ягод в золотой палитре осеннего леса, она навевает тихую грусть расставания с погожей порой бабьего лета. В народе существует доброе поверье: рябина приносит счастье. Не потому ли перед окнами русских домов стоит рябина? В самых задушевных песнях воспета она.
В нашей стране встречаются разные виды рябины, и обитает она во всех зонах.
Особенно удивительная рябина домашняя, которая растёт в Крыму. Листья у неё похожи на листья обыкновенной рябины, плоды же по форме и величине вполне сравнимы с плодами дикой груши или яблони. Созревая в октябре, они обретают зеленую окраску, а потом буреют. По сахаристости они приближаются к плодам дикого винограда. Из плодов этой рябины можно сварить повидло, сделать квас и пастилу. Употребляются они и как лекарственное средство.
Дополнительные задания.
Разберите слова по составу: гроздьями, навевает, удивительная.
Произведите синтаксический разбор предложения: «Созревая в октябре…».


8 класс. 2 четверть.
Берёза.
Какое русское, какое милое дерево берёза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё: и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и половик, и холщевая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко, которое пьют на всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжелую работу. А молодые берёзки, тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба, напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз и вспоминается много-много русских имён, таких же светлых и чистых…
Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармошки, юность, детство – и в душе любовно обнимаешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.
( По Н.Жукову).
Дополнительные задания.
Сделайте фонетический разбор слова: дерево.
Выделите грамматические основы в предложениях всего текста.


8 класс. 3 четверть.
Верный друг.
Каждый раз встречала на пристани пароход Людмила Васильевна, жена капитана. Когда–то её муж, капитан парохода Сибирин, привёз ей щенка Руслана. Щенок превратился в великолепного сильного пса, беззаветно преданного хозяйке. Началась война, и из очередного рейса судно не вернулось. Людмила Васильевна, оставшаяся совсем одна, как-то ослабела, превратилась в старушку, одинокую и беспомощную. Руслан, огромный пес, поражавший своим умом, сам ходил на рынок, относил записки соседям. У жены капитана, обожаемой хозяйки Руслана, не оставалось уже ничего: ни продуктов, ни вещей, ни денег. Соседи, хорошие люди, приносили ей кое-что из еды, но собака голодала. Однажды Руслан не вернулся домой. Он прибежал в порт долго смотрел на моряков, работавших на погрузке, потом схватил пакет и понёс его в трюм, затем второй, третий. Прекратившие работу матросы наблюдали за этим. Целый день работал Руслан и получил котелок густого борща с сахарными косточками. Верный друг, Руслан медленно, стараясь не расплескать, понес котелок домой и поставил его перед хозяйкой, дремавшей в кресле. Моряки, отправившиеся вслед за собакой, рассказали ей всё. Каждый день Руслан прибегал в порт, а матросы приносили в дом старой женщине, вдове капитана, два котелка: один - для неё, другой - для Руслана.
Дополнительные задания.
Обозначьте морфемы в словах: беспомощную, приносили, прибежал.
Произведите синтаксический разбор предложения «Он прибежал в порт…»


8 класс. 4 четверть.
Иван Фёдоров – гордость мировой культуры.
Нет, недаром памятник этот стоит в Москве на одном из центральных проспектов. Памятник человеку, создавшему великое чудо – первую русскую печатную книгу. Мы чтим его подвижнический труд.
Книгопечатание – особо значимый рубеж в истории мировой культуры. Просвещение, наука, сокровища мысли с этим обретали особую силу, выходили на тот простор, который был немыслим, пока книга оставалась рукописной. Великие были заслуги тружеников - рукописцев, высочайшие образцы искусства книги оставили они нам в наследство.
Книгопечатание открыло иные горизонты, иные возможности, иные перспективы.
Уже четыре столетия назад имя Ивана Фёдорова было по праву прославлено как имя русского первопечатника. Целью своей жизни он считал « сеять семена духовные». Эти семена дали прекрасные всходы. Их плоды пожинаем и мы, благодарно помнящие зачинателя великого дела.
Дополнительные задания.
Произведите синтаксический разбор предложения « Их плоды…».
Разберите по составу слова: первопечатник, прекрасные, книгопечатание.

                       Диктанты 8 класс:
Вариант 1.
В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный, обитающий в воде ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.
Крокодил — искусный охотник. Часами он может неподвижно лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза — "перископы". Стоит кому-то приблизиться к водопою и от жажды потерять бдительность, он мгновенно бросается на жертву. В Африке ею чаще всего бывают антилопы.
Размеры жертвы крокодила нисколько не смущают. На суше он ее не приканчивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву хищник сразу не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу под водой, и подождет, пока добыча "отмокнет". Желудок крокодила — адский химический комбинат, переваривающий все: шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке. Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие — греться на песчаном берегу водоема. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперед задние ноги. Здесь он хозяин. (166 слов.) (По В. Пескову).

Вариант 2.
В. Суриков — автор известной картины "Переход Суворова через Альпы", рассказывающей о подвиге русских солдат.
...В течение двух лет работает художник, и многое уже сделано. Главное — обдумано расположение фигур на огромном холсте. Слева — Суворов. Он осадил коня прямо на краю пропасти. В центре — русские солдаты, стремительной лавиной скатывающиеся вниз с круч. Но страстное желание правды, стремление написать непременно все с натуры привели художника на вершины швейцарских Альп. По узкой тропке пробираются художник и проводник-швейцарец. Вдруг Суриков стремительно скатывается вниз по обледенелой круче. Не пролетев и десяти метров, подняв тучу снежной пыли, он исчезает в сугробе. Это спасает его, потому что впереди торчат из снега острые зубья скал. Проводник мечется над обрывом, что-то крича, но Суриков уже приподнимается и, хватаясь за камни, добирается до площадки. Невольно художнику приходит мысль, что так же спускались с гор чудо-богатыри Суворова. (145 слов). (По О. Туберовской).

Вариант 3.
Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками. Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже легкое облачко застыло в небе. Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитан на своей картине "Золотая осень". Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает. Вот-вот задует холодный ветер-озорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный наряд. Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении. (132 слова).

                      Словарные диктанты:
Вариант 1.
Бок о бок, лабиринт, агитировать, квитанция, перила, ралли, реферат, селекционер, чемпион, сияет, юбилей, ярмарка, спартакиада, алеет, дистанция, километр, трамплин, прототип, патриотизм, силуэт.
Задание:
составьте с данными словами словосочетания, обозначьте главные слова, подчеркните глагольные словосочетания;
подчеркните слова, которые можно использовать в текстах на спортивную тему.

Вариант 2.
Коммуникативный, резюме, пиджак, флегматик, современник, литературовед, композитор, олимпиада, кутюрье, дебаты, керосин, корректор, подлинный, поколение, прообраз, территория, эпиграмма, эскадрилья, юннат, компаньон.
Задание:
определите лексическое значение подчеркнутых слов, составьте с ними словосочетания или предложения;
выпишите слова, которые указывают на профессию.

Вариант 3.
Стеллаж, рекомендация, вельвет, пьедестал, деликатный, преследовать, коридор, импровизировать, галерея, орнамент, преданность, декорация, как будто, интерьер, композиция, салфетка, колорит, подлинный, калории, регулировать, плафон.
Задание:
составьте с данными словами словосочетания, определите вид подчинительной связи (согласование, примыкание, управление);
подчеркните слова, которые можно использовать в текстах для описания помещения.

Вариант 4.
Эксперимент, впечатление, беллетристика, эффективность, прототип, интеллект, эпилог, будущее, воплотить, симфония, консерватория, олицетворять, декларация, зодчество, библиография, достопримечательность, композиция, ремарки, реставрировать, аудитория, честолюбие, комфорт.
Задание:
составьте с данными словами словосочетания, отметьте главное слово, подчеркните глагольные словосочетания;
подчеркните слова, которые можно использовать на уроке литературы при анализе произведений.

Вариант 3.
Резервуар, миграция, реликвия, цивилизация, подражать, плакат, фильмотека, эквивалент, экспозиция, карантин, пессимист, пропагандист, периферия, транспарант, трибуна, шеренга, приоритет, программа, постамент, президиум.
Задание:
составьте с данными словами словосочетания, определите способ подчинительной связи;
подчеркните 5 - 6 слов, характерных для публицистического стиля.

                      Диктант 8 класс:
За стеклянной дверью с белыми кружевными занавесками виднелась комната консьержки и она сама, сидевшая в старом кресле лицом к двери. Она потянула за шнурок, задвижка щелкнула, дверь приоткрылась. "Мадам, месье?" – каркнула она, как ученая птица, и вопросительно посмотрела на нас. Я стал объяснять ей цель нашего визита, но она, не дослушав, кивнула головой и указала рукой на лестницу: "Второй этаж, налево. Но, кажется, профессора нет дома, он с утра ушел в библиотеку. Впрочем, поднимитесь. Я думаю, мадемуазель дома. По-моему, она еще никуда не выходила".… Проводив нас глазами до самой лестницы, эта почтенная дама закрыла дверь и затем неторопливо взялась за фаянсовый кофейник, чтобы подлить в толстую, объемистую чашку горячего кофе. Было заметно, что она чувствует себя опорой порядка и власти и живет в полное свое удовольствие.
(126 слов). (По В.Катаеву).
Грамматическое задание:
1. Выпишите из текста сказуемое: составное глагольное, составное именное.
2. Обозначьте в тексте: вводное слово, обособленное обстоятельство, сказуемое в безличном предложении, прямое дополнение, обособленное определение, сказуемое в определенно-личном предложении

 

Сазанова Наталья Владимировна