Персональный сайт учителя
русского языка и литературы
Новкинской основной общеобразовательной школы

«Заметки»

Результаты игры-конкурса "Русский медвежонок - 2011"...

Подведены итоги игры-конкурса "Русский медвежонок - 2011".

КВН "Занимательная грамматика" в 5 классе...

В рамках декады словесности 3 февраля в 5 классе прошёл КВН "Занимательная грамматика".

«Все заметки»

Экологические проекты как средство формирования экологической культуры учащихся

Экологические проекты как средство формирования экологической культуры учащихся

 

Новое – это хорошо забытое старое

(Жак Пеше)

МОУ Новкинская ООШ – небольшая сельская школа, но в ней есть своя изюминка и  уникальность… Отличительная особенность школы в том, что, сохраняя лучшие свои традиции, мы используем новые подходы в организации  воспитательной системы. Воспитательная система школы «Растим патриотов» в 2015 году заняла 1 место в области в номинации «Сельская школа». Её ключевая идея «Кто любит Родину, природу, свой народ, тот настоящий патриот». Ценности: «Родина», «Природа», «Память», «Семья», «Человек», «Здоровье».  Центром системы является школьное лесничество «Внуки Берендея», школьный историко-краеведческий музей. Поэтому основное направление работы школы – эколого-краеведческое.

Лесничество основано в 1969 году, в 1987 году  оборудована экологическая тропа, имеется дендрарий, разработана  авторская программа Футермана Ю.И. «Лесоводство с основами экологии». Безусловно, это заслуга супругов Юлия Иосифовича и Зинаиды Тимофеевны Футерман. Зерно посеяно, из него выросли замечательные плоды (наиболее высокий результат: наше лесничество – лучшее в России в 2004 году.) Но время идёт, одно поколение сменяется другим,  меняются руководители, условия, требования к деятельности. Неизменной остаётся цель экологического образования - формирование экологической культуры и поведения учащихся в окружающей среде, ответственного отношения к природе.

 Кто продолжит это дело? Как  сохранить традиции,  в то же время умело  применить новое ? Вот вопросы, которые возникли перед педагогическим коллективом.

 «Ценность школы равняется ценности его учителя», - говорил А. Дистервег. Энергия, мастерство, желание продолжать школьные традиции в новых условиях – это уже частичное решение поставленной проблемы. Замдиректора по ВР Кузнецова А.В., педагог-организатор Кузнецова О.А., учитель биологии, руководитель школьного лесничества Матвиенко Т.А. -   главные инициаторы в том, чтобы    экологическое образование  было  одним из ведущих направлений в работе МОУ Новкинская ООШ. Это обусловлено актуальностью и значимостью его в воспитании подрастающего поколения, традициями.

Одно из требований ФГОС основного общего образования – это формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.  В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; [ 2]

 В  образовании приоритетным становится компетентностный подход: школа должна формировать систему универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

  Исходя из требований ФГОС, в школе проведены педсоветы:  «Использование инновационных технологий в образовательном процессе как залог успешной воспитательной работы с учащимися»; «Деятельностный подход в обучении как ресурс качественного образования»; «Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»; «Личностное развитие школьника через взаимодействие школы и семьи» Одно из принятых  решений педсовета: «педагогам  применять в своей деятельности технологию проектов ».

Проектная деятельность школьников – одно из плодотворных направлений экологического образования. Экологическое мышление, экологическая культура, как норма человеческого поведения, пока существует лишь в мечтах сравнительно небольшой части людей, главным образом учёных-экологов и педагогов. Главная надежда экологов – обращение к нашим детям. Проектная деятельность – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где обучающийся может быть самостоятельным при принятии решения и ответственным за свой выбор, результат труда (наглядное пособие, презентации, игра). На каждом этапе исследования и разработки проекта возможно использование информационно-коммуникативных технологий. (на этапах подготовки и планирования, поиска информации, обработки результатов исследования, представления, отчёта исследования) [ 3]

Экологические проекты способствуют формированию активной жизненной позиции обучающихся по отношению к живым объектам; воспитанию бережного отношения к природе; формированию умений учащихся организовывать собственную деятельность, работать в коллективе и команде, анализировать результаты.

 В современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.  Необходимо выстраивать партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, учреждениями дополнительного образования, организациями культуры по формированию эколого-воспитательной среды детства. [1] МОУ Новкинская ООШ взаимодействует с  администрацией Камешковского района, МО Брызгаловское, ГКУ ВО «Камешковское лесничество», ДК п. Новки, ГУ «Единая дирекция ООПТ Владимирской области» . С этими учреждениями заключены договоры, а с ГКУ ВО «Камешковское лесничество» имеется План совместных мероприятий. В рамках данного сотрудничества школа получает различные задания: провести наблюдения, организовать агитационную акцию, озеленить территорию, очистить лес от мусора.

Актуальной сферой экологических инициатив подростков являются проекты, направленные на решение доступных экологических проблем в ближайшем окружении. Проектная деятельность имеет место на протяжении всего школьного обучения. В начальной школе она носит вспомогательный характер. Реализуется через урочную (предмет «Окружающий мир», «Технология»);  внеурочную деятельность («Учусь создавать проект»). В основной школе проектная деятельность является ведущей, т.е. необходимой для нормального развития подростков. Реализуется в основном через дополнительное образование, которое представлено кружком «Лесоводство с основами экологии» (программа Ю.И. Футермана),

В ходе реализации школьного проекта «Цветочный калейдоскоп» каждый класс красочно оформил участок пришкольной территории., в рамках проекта  «Озелени кусочек планеты» посажены ёлочки, лиственницы в Камешковском районе», интересны также проекты «Птичья столовая», «Дом для скворца» -

Проектная деятельность, в которой участвуют педагоги, школьники и социальные партнёры,  эффективна.

 В 2013 – 2014 г.  ГУ «Единая дирекция ООПТ Владимирской области объявила конкурс на лучший проект по изучению особо охраняемых природных территорий Владимирской области «Всё живое сохраним!» для педагогов. Для участия в областном конкурсе был разработан долгосрочный двухгодичный педагогический проект «Знай! Люби и охраняй!», направленный на решение проблемы низкой осведомлённости учащихся по вопросу охраняемых природных территорий. В ходе реализации проекта разработан цикл занятий для школьников: «Особо охраняемые природные территории», «Растения и животные Красной Книги Владимирской области». Представленные на конкурс проекты «Всё живое сохраним» и «Сохраним и сбережём» заняли 3 место в области.

Практико-ориентированная направленность экологического образования ставит перед школой проблему поиска новых организационных форм, обеспечивающих формирование экологической культуры. Летний палаточный лагерь, организованный на основе партнёрства по улучшению экологического качества окружающей среды,  – одна из таких форм.  В МОУ Новкинская ООШ разработано, принято на педсовете и утверждено Положение о летнем палаточном лагере (Приложение №1) Основное направление деятельности лагеря – исследовательское.

В 2013 г. с целью развития модели экологического образования в школе через создание палаточного лагеря был разработан управленческий проект «В царстве Берендея», который стал лауреатом областного конкурса проектов в сфере инновационного менеджмента.

В  2014 – 2015 г. по рекомендации департамента лесного хозяйства Владимирской области  школьное лесничество приняло участие в Интернет-проекте «Вместе сохраним леса от пожаров». Организаторами противопожарного образовательно-просветительского проекта являются «Центральная база авиационной охраны лесов от пожаров «Авиалесоохрана», Федеральная заочная экологическая школа ФГБОУ ДОД, «Федеральный детский эколого-биологический центр», Зелёное движение ЭКА. Цели и задачи проекта предполагали свободу инициативы и активности всех участников, а организация презентации результатов в социальной сети «ВКонтакте» обеспечивала их прозрачность и обмен опытом между участниками проекта. В ходе реализации проекта проведена огромная работа: проведена пропаганда и агитация в школе, в посёлке, других населённых пунктах Камешковского района и Владимирской области, объявлен конкурс рисунков, совершены марш-броски в населённые пункты, где была острая пожароопасная ситуация, выпущены листовки, плакаты, коллажи, презентации. Результат – 2 место в России и поощрительные призы (магнитофон, фотоаппарат). Результатом также является привлечение широкого круга школьников, педагогов, работников лесничеств, населения.

В 2015 г. разработан проект  «По экологической тропе». Маршрут тропы 1987 года включал 12 остановок, оборудованных информационными щитами. На тропе проводились экскурсии, уроки, наблюдения, исследования. Со временем щиты  пришли в негодность. Исчез самый уникальный объект тропы – гигантский муравейник. В связи с тем, что интерес к экологической тропе со стороны школьников и педагогов возрастает, возникла необходимость переоборудования. На конкурсе социально значимых проектов по грантовой программе ВОПОО «Милосердие и порядок» проект «По экологической тропе» стал лауреатом и получил грант на его реализацию. Новая экологическая тропа открылась в мае 2015.   В МОУ Новкинская ООШ разработано, принято на педсовете и утверждено Положение об экологической тропе. (Приложение №2)

Таким образом, в результате реализации экологических проектов

Литература:

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России стр. 20

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования стр.3, 7

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России стр. 20

http://www.camps.ru/association/children/science/science-teacher/232-chto-takoe-jekologicheskoe-obrazovanie.html

 

 

 

   

Сазанова Наталья Владимировна